Школа Радости
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Школа Радости

Школа
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Like/Tweet/+1
Ключевые слова
нади мантика расклад лечение материал история обучение Урок теория руны Вакшья практика футарк руническая
Последние темы
» УЧЕНИЕ ПЕРСИДСКИХ МАГОВ.
Боги в зороастризме Icon_minitimeВс Окт 29, 2017 5:51 pm автор Радость

» История священных книг зороастризма
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 6:10 pm автор Радость

»  Жертвоприношения в зороастризме
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 6:08 pm автор Радость

» Очищения в зороастризме
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 6:06 pm автор Радость

» Отношение к умершим в зороастризме
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 6:02 pm автор Радость

»  Учение о чистоте в зороастризме
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 6:00 pm автор Радость

»  Нравственность в зороастризме
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 5:59 pm автор Радость

»  Зло и добро в мире
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 5:56 pm автор Радость

»  Дэвы
Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 5:53 pm автор Радость

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
КалендарьКалендарь
Часто упоминаемые пользователи
Нет пользователей

 

 Боги в зороастризме

Перейти вниз 
АвторСообщение
Радость
Admin
Радость


Сообщения : 1112
Дата регистрации : 2014-01-25
Возраст : 44

Боги в зороастризме Empty
СообщениеТема: Боги в зороастризме   Боги в зороастризме Icon_minitimeСб Окт 28, 2017 5:50 pm

Боги природы


Геродот говорит, что персы называли Зевсом (то есть, Ормуздом) все небо и приносили ему жертвы на вершинах гор; что они приносили жертвы и солнцу, луне, земле, огню, воде ветру. Эти известия, подтверждаемые Ксенофонтом, Эсхилом и другими греческими писателями, неоспоримо показывают, что первобытное восточноиранское поклонение природе сохранялось и в цветущие времена персидского царства, и даже продолжало составлять важнейшую часть зороастрийского богослужения.


Бог Ахурамазда


Зороастрийский Ормузд, бог которого Геродот называет Зевсом, это верховный бог света. Ахурамазда или Ормузд, «святомыслящий» (Спента-Майнью) – творец мира, податель всех благ. Его золотой престол стоит на вершине священной горы; его лучезарная одежда усеяна звездами; он сотворил мир своим священным «быстродействующим» словом (Гоновером) и своею высочайшей мудростью. Это его творческое слово, призываемое в молитве, как божество, всегда оказывает освящающее и укрепляющее действие. В зороастризме Ахурамазда – тот всемогущий бог, о котором древнее славословие говорит: «Кто сотворил путь солнца и звезд? Кто дает луне возрастание её и уменьшает ее? Кто держит землю и облака над нею, кто воду на лугах и деревья? Кто дал ветрам и рекам быстроту? Кто сотворил благие светила и затмения, кто сотворил утреннюю зорю, вечер и ночь? Кто сотворил землю широкую, водообильную? Кто воздвигает сына отходящему отцу, если не ты, о Ахурамазда! – Ты чистота, свято прославляемый превыше всех, о всеобъемлющий дух, источник всякой жизни».

По сказанию, передаваемому в одном из позднейших памятников зороастризма, Ахурамазда сотворил мир в шесть периодов, по числу шести времен, на которые делили год иранцы. В память этих шести периодов сотворения мира установлены были в глубочайшей древности царём Джемшидом шесть великих праздников года, шесть гаханбаров. В первый период Ахурамазда сотворил усеянное звездами небо, во второй – воду, в третий – землю, в четвертый – растения, в пятый – животных, в шестой – человека. – В персидских клинописных надписях есть воззвания, молящие Ахурамазду, верховного бога, чтобы светом своим озарял он персидскую страну и персидский народ.


Бог Митра в зороастризме


Ахурамазда-Ормузд создал по образу своему Митру, чистого, непобедимого зороастрийского бога солнца. Митра, божество, бывшее главным предметом поклонения у иранских народов. Когда Митра на своей блестящей колеснице, которую везут четыре быстрых белых коня, выезжает через восточную гору на небо, и когда позлащаются прекрасные вершины хребтов, мрак и зимний холод исчезают, растет хлеб на нивах, стада получают пищу и плодородие. Вендидад говорит: «Солнце выезжает величественно, как победоносный герой, с вершины страшного Альборджа и светит миру, и владычествует над миром с этой горы, которую Ахурамазда создал как жилище себе».

Митра проникает повсюду своими лучами своими лучами, видит и знает все, поэтому он – бог истины. Поэтому зороастрийцы так высоко ценили правдивость, считали ложь омрачением чистого света солнца, грехом против Митры. Он – победоносный воитель против мрака, холода и лжи – дел дэвов; потому он носит «вечную булаву». Митра был царственный бог, ему был посвящен конь. Его именем клялись цари. Перед царским войском ехала посвященная ему колесница, запряжённая шестью белыми конями с нисейских полей. (Колесница была не у одного Митры, была и Ормузда колесница – символ правления миром). Прокаженные считались, по словам Геродота, согрешившими против Митры, бога чистоты.


Боги стихий в зороастризме


Небесные стихии: луна и звёзды. Божеством чистоты в зороастризме была и представительница женского пола в кругу богов света – Луна (Ма). Божествами чистоты были и сияющие звезды, которым персы тоже приносили жертвы и молитвы на вершинах гор. Луна и звезды были божества, приносящие дождь, потому пути их называются «водообильными стезями в воздухе». Принося дождь, они были божествами, дающими плодородие. Из богов звезд особенно важен был «ярко сияющий Тистар» имевший вид быка.

Воздух и ветры. Воздух и очищающие небо, быстрые ветры тоже были божествами. В Авесте есть воззвания к ним, благотворящим человеку «духам высоты»

Вода. Вода и земля в зороастрийской Авесте – одушевленные существа, дающие рост хлебам и фруктовым деревьям на пищу людям, дающие рост траве пастбищ на пищу коровам и лошадям. И вода облаков, падающая плодотворным дождем и дающий освежительное питье источник, и плодотворящая река, порождающая растительную жизнь, были священны и охранялись от осквернения нечистотами. Воду ручьев и рек зороастрийцам разрешалось употреблять только для питья и для орошения растений. Купаться в них было запрещено; было запрещено осквернять воду мочой, плевать в воду. Чтобы люди и животные не оскверняли потоков, переходя их вброд, иранцу было заповедано строить через них мосты.

По учению зороастризма, источники всех рек находятся на «Высокой Горе» (Гара Березаити – Альбордж). Она – то место, откуда разносится реками плодородие по земле. Она «могучий пуп воды», с которого, ниспущенные Ахурамаздой, «текут воды быстрым бегом коня». На этой горе находится чистый источник Ардвисура, мать всех рек земли, имеющая силу очищать от всякого осквернения. У великого озера, в которое стекаются все воды, растут, по повелению Ахурамазды, прекраснейшие деревья, первообразы других дерев.

Земля. Святы были в зороастризме воздух и вода; предметом благоговения была для персов и земля: она дает «хлебный плод для человека и траву для благосотворенной коровы», на ней стоит святая гора, на ней растут тенистые деревья, увенчанные зеленью листьев, доставляющие благородные двора на питание огню.

Огонь. Огонь для зороастрийцев был особенно свят. Землю иранец называл «прекрасной дочерью Ахурамазды»; огонь, имеющий мужественную силу, казался ему сыном верховного бога света. «Быстрейший из святых бессмертных», огонь был бог, дающий вернейшую охрану от злых духов. По словам Страбона, зороастрийцы при начале каждой жертвы и молитвы делали воззвание к огню. В позднейшие времена, по всему персидскому царству были поставлены бесчисленные алтари, на которых горел огонь. Священные книги зороастризма неутомимо восхваляют «красносияющий огонь». – «Кто первый приносит умытыми руками дрова чистого дерева огню, сыну Ахурамазды, – говорит Вендидад, – того благословит огонь, довольный без неприязни и насыщенный. Да возрастет у тебя стадо скота и множество людей; да совершается все по желанию мысли твоей, по желанию души твоей. Возрастай, проживи всю долготу жизни. Это благословение огня тому, кто приносит дрова, сухие, горючие, старые».

Изображение
Монета основателя Сасанидской династии Ардашира I с зороастрийским символом огня


В огонь клали сухое благоухающее дерево, лили в него масло, клали сало. Было грех раздувать его или гасить его дыханием; тем более было грех бросать в него что-нибудь нечистое или мертвое. Зороастрийцам не позволялось и гасить огонь водой; считалось осквернением ему употреблять его в низких работах, или слишком много употреблять его на домашние надобности. Перед царем несли на очаге священный огонь. В клинообразных надписях повелевается всем покоренным племенам служить огню: это такая же обязанность для них, как уплата дани. Древний убийца злых духов, Веретрагна, стал в зороастризме аллегорическим существом, олицетворявшим блеск и победоносную силу огня, душой огня, чистым огненным существом. Каждые три года приносились к его алтарю огни всех алтарей общественного богослужения, чтоб он очистил их; а каждые три дня огни домашних очагов приносились для очищения к городскому алтарю огня.


Духи света и мрака


Боги древней восточноиранской народной религии, бывшие олицетворениям предметов и сил природы, сохранили свое божеское достоинство в вероучении Зороастра и во все последующие времена продолжали оставаться на первом плане в народных верованиях и в богослужении. Но зороастризм учил, что, кроме этих богов, существуют духи, разделяющиеся по своим качествам и своей деятельности на два больших полчища: одно составляют духи света, другое – духи мрака.


Амешаспенты


Духи света: Язаты или Изеды, то есть «досточтимые», окружают лучезарного Ахурамазду и подобно ему сидят на золотых престолах. Самый высший класс их – Амешаспенты или Амшаспанды, «святые, бессмертные», «благие владыки». В зороастризме их шесть. Первоначально они были олицетворениями сил природы, как это видно по их именам. Затем они получили нравственное значение, но не полностью утратили связь с материальными силами.

Вот имена шести Амешаспентов. Бахман (или, по зендской форме имени, Вохуман, то есть «добросердечный») – дух доброжелательства и добродушия, живущий в сиянии небесном, дающий человеку «добрые речи». Ардибехешт (по-зендски Аша-Вахиста «светлая чистота»), дух-хранитель, дающий добродетель и чистоту сердца. Амешаспент Шахривер (по-зендски: Хшатра-Ваирья, то есть: «превосходный царь»), владыка блестящих металлов, дающий богатство и блеск. Сапандомад (по-зендски: Спента-Армаита, «святая покорность»), дух земли, дающий земле плодородие, сердцу – смирение. Амешаспент Хордад (Гаурватат, «создающий все») – доставляет стадам, полям и деревьям плодотворную, производящую рост влагу. Амердад (Амеретат, «дающий бессмертие») – бог бессмертия, дающий добрым счастье на земле и вечную жизнь после смерти.

Амешаспенты и их глава Ахурамазда, «семь властителей», владычествуют в зороастризме над семью кешварами, «поясами» земли (как индийские стражи вселенной над восемью странами мира).

Кроме Амешаспентов, престол Ахурамазды на «Высокой Горе» окружают Фраваши или Ферверы, о которых уже говорилось выше.


С rushist.com
Вернуться к началу Перейти вниз
https://radost888.forum2x2.ru
 
Боги в зороастризме
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
»  Жертвоприношения в зороастризме
»  Нравственность в зороастризме
» Очищения в зороастризме
»  Позднейшие новшества в зороастризме
»  Учение о чистоте в зороастризме

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Школа Радости :: Зороастризм-
Перейти: